Фон
Светлый
Тёмный
Обычный
X
Изображения
Отключить
Выкл
Включить
Вкл
Шрифт
Обычный
А
Средний
А
Большой
А
Закрыть
Закрыть
X
ООО «Бизнес Бюро». ИНН 7743713639, КПП 774301001, ОГРН 5087746394236

Обустройство зоны клиентского обслуживания

Зона обслуживания может быть представлена в различных формах, соответственно, в ней выделяются различные функционально-планировочные элементы и параметры их доступности.

С точки зрения архитектурно-планировочных и организационных решений доступности могут быть следующие (основные) формы обслуживания: зальная; прилавочная (окно обслуживания клиентов); с перемещением по маршруту и кабина индивидуального обслуживания.

Основные требования

• высота стойки (окна) обслуживания клиентов, адаптированной для инвалидов, не должна превышать 0,8 м;
• наличие на стойке (окне) обслуживания клиентов портативной индукционной системы для общения с пользователями слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, со встроенным экраном и специальным программным обеспечением для общения с неслышащими клиентами;
• наличие на стойке (окне) обслуживания клиентов электронного видеоувеличителя для слабовидящих клиентов;
• наличие при входе мнемосхемы холла и первого этажа для незрячих людей;
• наличие в холле информационного терминала и специального программного обеспечения для предоставления информации об учреждении и оказываемых в нём услугах, в формате, доступном для людей всех категорий инвалидности, в том числе для незрячих и неслышащих клиентов, со встроенной индукционной системой для передачи звука на слуховые аппараты;
• наличие понятной и однозначно трактуемой системы навигации (пути движения, адаптированные для посетителей с инвалидностью, пути к лифтам, лестницам, выходу и пр.);
• при наличии любых порогов – пандусы для преодоления порогов.

Общие требования

• в зонах клиентского обслуживания для инвалидов и других МГН необходимо предусмотреть не менее 5% мест от общей вместимости объекта или расчётного количества посетителей (в том числе при выделении зон специализированного обслуживания МГН в здании). При наличии нескольких идентичных мест для обслуживания посетителей, 5% из них проектируются или организовываются так, чтобы инвалид мог ими воспользоваться;
• необходимо обеспечить беспрепятственный доступ в зал обслуживания клиентов и свободное передвижение человека на коляске в зале (в частности, в зоне обслуживания не должно быть порогов выше 0,015 м, все проёмы дверей в просвете должны быть не менее 0,9 м);
• необходимо обеспечить наличие специально выделенных путей эвакуации из зала клиентского обслуживания;
• с точки зрения обеспечения безопасности посетителей с нарушениями состояния здоровья и мобильности, места обслуживания и постоянного нахождения инвалидов располагают на минимальных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, а также с этажей и из зданий – наружу;
• все информационные устройства должны быть доступны для всех категорий людей с инвалидностью и подавать информацию как визуальным, так и звуковым способом.

Характеристика параметров доступности:

• наличие гигиенических сертификатов на материалы (оснащение, оборудование, изделия, приборы), используемые инвалидами;
• наличие зоны отдыха и ожидания: (в том числе и для инвалидов на креслах-колясках) на 2 – 3 места;
• места целевого назначения могут быть универсальными либо специально выделенными для инвалидов и других МГН.

Если в зоне обслуживания предусмотрены ковровые покрытия, то они непременно должны быть плотно закреплены, особенно на стыках и по границе этих покрытий. Категорически не допускаются к использованию в данной зоне ворсовые ковры с толщиной покрытия (с учётом высоты ворса) – более 0,013 м.

Необходимо предусмотреть информирующие обозначения помещений, расположив их рядом с дверью, со стороны дверной ручки, на высоте от 1,4 до 1,75 м, с обязательным дублированием рельефными знаками.

При размещении помещений по высоте здания кроме лестниц обязательно предусматривать пандусы, подъёмные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения.

При наличии нескольких идентичных мест (приборов и устройств, таких как банкоматы, стационарные интернет-киоски и т.п.) обслуживания посетителей 5% их общего числа (но не менее одного) должны быть запроектированы так, чтобы инвалид мог ими воспользоваться.

Освещённость помещений и коммуникаций, доступных для МГН, следует повышать на одну ступень по сравнению с требованиями СНиП. Перепад освещённости между соседними помещениями и зонами не должен составлять более 1:4.

Места обслуживания инвалидов и других МГН необходимо располагать на минимальных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий наружу на расстоянии, не превышающем 15 м от дверей помещения, выходящего в тупиковый коридор, до эвакуационного выхода с этажа.

Приборы и устройства, установленные для открывания и закрывания дверей, горизонтальные поручни, рычаги, ручки, кнопки различных аппаратов и др. должны быть легкодоступными с обеих сторон, иметь форму, позволяющую управлять ими одной рукой, располагаться на высоте 0,85 – 1,1 м от пола и на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены, а при расположении в углу – не менее 0,6 м.

Около стойки (окна) обслуживания, у настенных приборов, аппаратов и устройств, которыми пользуются посетители на креслах-колясках, следует предусматривать свободное пространство размером в плане не менее 0,9 х 1,5 м. Иными словами, необходимо всегда предусматривать свободную зону подхода к банкомату, телефону, интернет-киоску и т. д.

Пространство для маневрирования кресла-коляски перед дверью при ширине не менее 1,5 м должно составлять в глубину:
при открывании двери «от себя» – не менее 1,2 м;
при открывании двери «к себе» – не менее 1,5 м.

Конструктивные элементы и устройства на стенах и других вертикальных поверхностях (на высоте 0,7 – 2,0 м от уровня пола) при размещении на стенах не должны выступать более чем на 0,1 м, а при размещении на отдельно стоящей опоре – 0,3 м. Все вышеперечисленные элементы и устройства должны иметь закруглённые края.

В замкнутых пространствах необходимо предусмотреть двустороннюю связь с диспетчером или дежурным (либо кнопку звонка дежурному) и аварийное освещение.