Учебная аудитория

Описание

Учебные заведения следует проектировать доступными для всех категорий учащихся в соответствии с заданием на проектирование, согласованным с органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования на соответствующей территории.

Проектные решения учебных заведений должны учитывать возможность обучения студентов-инвалидов по специальностям, утвержденным действующим законодательством. Число обучающихся инвалидов и их распределение по видам инвалидности устанавливается заказчиком в задании на проектирование.

Общие требования доступности

Прежде всего, учебная аудитория должна соответствовать общим требованиям доступности (Подробнее Требования к дверям и Требования к проходам). Места для колясочников, насколько это возможно, следует размещать как можно ближе к эвакуационным выходам из помещения. В учебной аудитории для учащихся-инвалидов с нарушением слуха следует предусмотреть установку светового сигнализатора школьного звонка, а также световой сигнализации об эвакуации в случае чрезвычайных ситуаций.

Требования к ученическим местам

Ученические места для учащихся-инвалидов должны размещаться идентично в однотипных учебных помещениях одного учебного учреждения. В учебной аудитории первые столы в ряду у окна и в среднем ряду следует предусмотреть для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске, - выделить один-два первых стола в ряду у дверного проема. Сидения следует устанавливать эргономичные. Высота непосредственно самого сиденья – 400-450 мм, общая (до верха спинки) – 750-790 мм. Ширина сиденья принимается в пределах 400-450 мм, подлокотники должны быть выше сиденья на 200-25 мм. Очень важно, чтобы спинка имела уклон, наиболее удобным считается угол 100-1050. Предпочтение отдается мягким креслам.

Требования к звукоусиливающему оборудованию

Для слабослышащих лучше всего закупать стационарное звукоусиливающее оборудование. Как правило, это индукционная петля. Желательно выполнять его установку во время проведения ремонта помещения, чтобы не пришлось монтировать внешние короба, а можно было заложить провода под покрытие стен и пола. Иногда применяется система с передатчиком и персональными приемниками, которые выдают на входе в учебную аудиторию. Оба вышеперечисленных типа устройства помогают посетителям со слуховыми аппаратами – звук передается туда непосредственно, без искажений, по радиочастотам. При этом не все слабослышащие пользуются специальным медицинским оборудованием. Кроме того, случается, что звукоусиливающие системы (при всей их универсальности) могут не подойти для какого-то конкретного устройства. Поэтому в помещении рекомендуется в качестве дополнительного удобства для слабослышащих и, в большей степени, для тотально глухих, размещать табло с бегущей строкой или полноценный экран.

Требования к поручням

Для ходячих МГН с ПОДА (в том числе пожилых) рекомендуется оснастить помещение поручнями. Прежде всего, настенными, на высоте 900 мм от пола. Там, где бывает много детей дошкольного возраста, могут быть установлены и дополнительные поручни на высоте 700 мм от пола. Поручни могут размещаться и на ступенях в проходах, при этом они не должны перекрывать эвакуационных путей. Нужнее всего поручни вдоль лестниц и пандусов (там они должны быть обязательно), но и на ровных участках их наличие полезно (Подробнее в Требования к поручням).

Требования к пандусам

Если в учебной аудитории есть пандусы, их уклон не должен превышать 8% (в отдельных случаях может достигать 10-12%, если речь идет о приспособлении старого здания). По своим характеристикам они должны соответствовать требованиям к пандусам. Пандусы в учебной аудитории предпочтительнее лестниц, однако, по возможности, они должны дублировать друг друга (Подробнее в Основные требования к внутренним лестницам).

Требования к проходам

Исходя из интенсивности движения, ширину проходов в местах движения для колясочников принимают в 1200, 1500, 1800 мм (Подробнее в Требования к горизонтальным путям движения в здании). В местах движения для прочих категорий посетителей – не менее 1200 мм. Для колясочников должны быть обеспечены условия для маневрирования кресел-колясок (для поворота на 900 – пятно пола диаметром 1200 мм, на 1800 – 1500 мм). Минимальная ширина проходов для других категорий посетителей – не менее 1200 мм. Точное расположение и конфигурация путей движения определяются исходя из требований пожарной безопасности и соображений удобства передвижения людей.

Требования к посадочному месту для колясочника

Размер посадочного места для колясочника – 900 х 1400 мм. Участок ряда с местами для колясочников рекомендуется выполнять глубиной 2400 мм, что позволяется людям на колясках перемещаться, продвигаться к своему месту, маневрировать. Можно сократить этот размер до 2000 мм, но в крайнем случае. (здесь желательно нарисовать рисунок, пример на странице 101, рисунок 1 в книге Яков Заславский «Доступная среда»). Если места для колясочников находятся вдоль стены или какой-то иной вертикальной конструкции, рекомендуется оставить проход шириной 1200 мм. (здесь желательно нарисовать рисунок, пример на странице 102, рисунок 2 в книге Яков Заславский «Доступная среда»). Уровень глаз человека на кресле-коляске в среднем выше уровня глаз человека, сидящего на стандартной высоте стула (кресла). Поэтому зритель-колясочник может загораживать вид на кафедру сидящим сзади. Если учебная аудитория проектируется «с нуля» или подвергается реконструкции, появляется возможность решить проблему, выполнив ряд с местами для колясочников на 80 мм ниже. Места для колясочников желательно, в целях безопасности, защищать, установив ограждение на высоте 700 и 150 мм от пола. (здесь желательно нарисовать рисунок, пример на странице 103, рисунок 4 в книге Яков Заславский «Доступная среда»).

Требования к доступу на кафедру

В учебных аудиториях следует обеспечивать всеобщий доступ на кафедру (или к месту выступлений и чтения докладов). Пути движения к ним должны полностью соответствовать требованиям к горизонтальным путям движения в здании (здесь ссылка). Если существует перепад высот, например, при выходе на место лектора, необходимо оборудовать его пандусом или подъемником. При этом ступени должны соответствовать требованиям к лестницам и иметь поручни.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ

  • Информационно-тактильный знак (мнемосхема)
  • Наклейка информационная (жёлтый круг)
  • Тактильно-звуковая мнемосхема
  • Программа экранного доступа
  • FM-приемник с индукционной петлей
  • Световой маяк
  • Входные двери с широким полотном
  • Система записи лекций
  • Доводчик с фиксацией в положении «открыто»
  • Ручка-штага горизонтальная, с системой «Антипаника»
  • FM-передатчик
  • Слуховой аппарат
  • Акустическая система
  • Дисплей брайля
  • Портативный видеоувеличитель
  • Опора для сидения
  • Проектор с интерактивной доской