ООО «Бизнес Бюро». ИНН 7743713639, КПП 774301001, ОГРН 5087746394236
Направления деятельности > Доступная среда > Учебные заведения >

Обустройство ученического класса учебного заведения

Классы могут быть универсальными для всех категорий, либо выделенными - специальными для инвалидов и других МГН, в том числе вблизи входов. Помещения для инвалидов на креслах-колясках размещают на уровне входа, ближайшего к поверхности земли; при ином размещении помещений по высоте здания (выше или ниже первого этажа), кроме лестниц, предусматривают пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов на колясках.

Общие требования

• в зонах посещения учебного заведения предусматривают не менее 5% мест для инвалидов и других МГН от общей вместимости объекта или расчетного количества учащихся (в том числе при выделении зон специализированного обслуживания МГН в здании). При наличии нескольких идентичных мест для посещения, 5% из них проектируются или организовываются так, чтобы инвалид мог ими воспользоваться;
• обеспечение беспрепятственного доступа в ученический класс учебного заведения и свободного передвижение человека на коляске в зале (в частности, в коридоре перед классами и в самих классах не должно быть порогов выше 0,015 м, все проемы дверей в просвете не менее 0,9 м);
• наличие специально выделенных путей эвакуации из ученических классов учебного заведения;
• с точки зрения обеспечения безопасности учащихся с нарушениями состояния здоровья и мобильности, места их нахождения располагают на минимальных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, а также с этажей и из зданий – наружу;
• все информационные устройства должны быть доступны для всех категорий и передавать информацию как визуальным, так и звуковым способом.

Основные требования

• высота ученической парты, адаптированной для инвалидов не должна превышать 80-ти см;
• наличие парте портативной индукционной системы для общения с пользователями слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, со встроенным экраном и специальным программным обеспечением для общения с неслышащими учащимися;
• наличие в классе электронного видеоувеличителя для слабовидящих учащихся;
• наличие при входе мнемосхемы класса учебного заведения для незрячих людей;
• наличие в холле учебного заведения информационного терминала и специального программного обеспечения для предоставления информации об учебном заведении (расписание занятий и др.), в формате, доступном для людей всех категорий инвалидности, в том числе для незрячих и глухих учащихся, со встроенной индукционной системой для передачи звука на слуховые аппараты;
• понятна и однозначно трактуемая система навигации (пути движения, адаптированные для учащихся с инвалидностью, пути к лифтам и лестницам, выход и пр.);
• при наличии любых порогов – пандусы для преодоления порогов.

Зона обучения может быть представлена в различных формах, соответственно, в ней выделяются различные функционально-планировочные элементы и параметры их доступности. С точки зрения архитектурно-планировочных и организационных решений доступности могут быть следующие (основные) формы обучения: зальная; с перемещением по маршруту и кабинет индивидуального обучения.

В учебных заведениях, как правило, представлены следующие формы обслуживания: зальная и индивидуальная (кабинет индивидуального обучения).

Характеристика параметров доступности

• гигиенические сертификаты на материалы (оснащение, оборудование, изделия, приборы), используемые инвалидами;
• зоны отдыха и ожидания: (в том числе и для инвалидов на креслах-колясках) на 2 – 3 места;
• места целевого назначения могут быть универсальными либо специально выделенными для инвалидов и других МГН (в том числе вблизи входов).

Необходимо предусмотреть информирующие обозначения помещений, расположив их рядом с дверью, со стороны дверной ручки, на высоте от 1,4 до 1,75 м, с обязательным дублированием рельефными знаками. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц обязательно предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения. При наличии нескольких идентичных мест обучения гостей 5% их общего числа (но не менее одного) должны быть запроектированы так, чтобы инвалид мог ими воспользоваться.

Если в зоне обучения предусмотрены ковровые покрытия, то они непременно должны быть плотно закреплены, особенно на стыках и по границе этих покрытий. Категорически не допускаются к использованию в данной зоне ворсовые ковры с толщиной покрытия (с учетом высоты ворса) – более 0,013 м.

Освещенность помещений и коммуникаций, доступных для МГН, следует повышать на одну ступень по сравнению с требованиями СНиП. Перепад освещенности между соседними помещениями и зонами не должен составлять более 1:4.

Места посещения инвалидов и других МГН необходимо располагать на минимальных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий наружу на расстоянии, не превышающем 15 м от дверей помещения, выходящего в тупиковый коридор, до эвакуационного выхода с этажа. Места для инвалидов необходимо предусматривать в доступной для них зоне зала, обеспечивающей полноценное восприятие демонстрационных и информационных программ и материалов.

Приборы и устройства, установленные для открывания и закрывания дверей, горизонтальные поручни, рычаги, ручки, кнопки различных аппаратов и др. должны быть легкодоступными с обеих сторон, иметь форму, позволяющую управлять ими одной рукой, располагаться на высоте 0,85 – 1,1 м от пола и на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены, а при расположении в углу – не менее 0,6 м.

Около ученического места (парты), у настенных приборов, аппаратов и устройств, которыми пользуются посетители на креслах-колясках, следует предусматривать свободное пространство размером в плане не менее 0,9 м х 1,5 м. Иными словами, необходимо всегда предусматривать свободную зону подхода к доске, стендам информации и прочему оборудованию. Пространство для маневрирования кресла-коляски перед дверью при ширине не менее 1,5 м должно составлять в глубину:
• при открывании двери «от себя» – не менее 1,2 м;
• при открывании двери «к себе» – не менее 1,5 м.

Конструктивные элементы и устройства на стенах и других вертикальных поверхностях (на высоте от 0,7 до 2,0 м от уровня пола) при размещении на стенах не должны выступать более чем на 0,1 м и на 0,3 м при размещении на отдельно стоящей опоре соответственно. Все выше перечисленные элементы и устройства должны иметь закругленные края. В замкнутых пространствах необходимо предусмотреть двустороннюю связь с диспетчером или дежурным учебного заведения (либо кнопку звонка дежурному) и аварийное освещение.

Требования к ученическим местам

Ученические места для учащихся-инвалидов должны размещаться идентично в однотипных учебных помещениях одного учебного учреждения.

В учебной аудитории первые столы в ряду у окна и в среднем ряду следует предусмотреть для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске, - выделить один-два первых стола в ряду у дверного проема.

Сидения следует устанавливать эргономичные. Высота непосредственно самого сиденья – 400-450 мм, общая (до верха спинки) – 750-790 мм. Ширина сиденья принимается в пределах 400-450 мм, подлокотники должны быть выше сиденья на 200-25 мм. Очень важно, чтобы спинка имела уклон, наиболее удобным считается угол 100-105o. Предпочтение отдается мягким креслам.

Требования к звукоусиливающему оборудованию

Для слабослышащих лучше всего закупать стационарное звукоусиливающее оборудование. Как правило, это индукционная петля. Желательно выполнять его установку во время проведения ремонта помещения, чтобы не пришлось монтировать внешние короба, а можно было заложить провода под покрытие стен и пола.

Иногда применяется система с передатчиком и персональными приемниками, которые выдают на входе в учебную аудиторию. Оба вышеперечисленных типа устройства помогают посетителям со слуховыми аппаратами – звук передается туда непосредственно, без искажений, по радиочастотам. При этом не все слабослышащие пользуются специальным медицинским оборудованием. Кроме того, случается, что звукоусиливающие системы (при всей их универсальности) могут не подойти для какого-то конкретного устройства. Поэтому в помещении рекомендуется в качестве дополнительного удобства для слабослышащих и, в большей степени, для тотально глухих, размещать табло с бегущей строкой или полноценный экран.

Требования к поручням

Для ходячих МГН с ПОДА (в том числе пожилых) рекомендуется оснастить помещение поручнями. Прежде всего, настенными, на высоте 900 мм от пола. Там, где бывает много детей дошкольного возраста, могут быть установлены и дополнительные поручни на высоте 700 мм от пола. Поручни могут размещаться и на ступенях в проходах, при этом они не должны перекрывать эвакуационных путей. Нужнее всего поручни вдоль лестниц и пандусов (там они должны быть обязательно), но и на ровных участках их наличие полезно.

Требования к пандусам

Если в учебной аудитории есть пандусы, их уклон не должен превышать 8% (в отдельных случаях может достигать 10-12%, если речь идет о приспособлении старого здания). По своим характеристикам они должны соответствовать требованиям к пандусам. Пандусы в учебной аудитории предпочтительнее лестниц, однако, по возможности, они должны дублировать друг друга.

Требования к проходам

Исходя из интенсивности движения, ширину проходов в местах движения для колясочников принимают в 1200, 1500, 1800 мм. В местах движения для прочих категорий посетителей – не менее 1200 мм. Для колясочников должны быть обеспечены условия для маневрирования кресел-колясок (для поворота на 900 – пятно пола диаметром 1200 мм, на 1800 – 1500 мм). Минимальная ширина проходов для других категорий посетителей – не менее 1200 мм. Точное расположение и конфигурация путей движения определяются исходя из требований пожарной безопасности и соображений удобства передвижения людей.

Требования к посадочному месту учащегося на коляске

Размер посадочного места для колясочника – 900 х 1400 мм. Участок ряда с местами для колясочников рекомендуется выполнять глубиной 2400 мм, что позволяется людям на колясках перемещаться, продвигаться к своему месту, маневрировать. Можно сократить этот размер до 2000 мм, но в крайнем случае.

Если места для колясочников находятся вдоль стены или какой-то иной вертикальной конструкции, рекомендуется оставить проход шириной 1200 мм.

Уровень глаз человека на кресле-коляске в среднем выше уровня глаз человека, сидящего на стандартной высоте стула (кресла). Поэтому зритель-колясочник может загораживать вид на кафедру сидящим сзади. Если учебная аудитория проектируется «с нуля» или подвергается реконструкции, появляется возможность решить проблему, выполнив ряд с местами для колясочников на 80 мм ниже.

Места для колясочников желательно, в целях безопасности, защищать, установив ограждение на высоте 700 и 150 мм от пола.

Требования к доступу на кафедру

В учебных аудиториях следует обеспечивать всеобщий доступ на кафедру (или к месту выступлений и чтения докладов). Пути движения к ним должны полностью соответствовать требованиям к горизонтальным путям движения в здании. Если существует перепад высот, например, при выходе на место лектора, необходимо оборудовать его пандусом или подъемником. При этом ступени должны соответствовать требованиям к лестницам и иметь поручни.